Смехотерапия в действии
Были у отца три сына, ну а третий был дурак. А «дуракам всегда везет», «дураку море по колено» и ему же, дураку «закон не писан»? Почему-то и в сказках, и в жизни именно дурак получает и скатерть-самобранку, и красавицу-принцессу, и полцарства в придачу. Представляете, как он править в нем будет? А помните, что есть признаком того самого дурака. Правильно – смех без причины! Человек смеющийся примирен с собой и миром, он по-настоящему расслаблен, а не так как в анекдоте про неудачливого рыбака, который, стоя с удочкой, цедит: «Не знал бы, что рыбалка успокаивает нервы, поубивал бы всех…».
В статье «Смейтесь на здоровье!», опубликованной в прошлом номере приведено множество фактов о целительной силе смеха. Вкратце хочу напомнить, что смех обладает огромным оздоровительным эффектом, распространяющимся как на физическое тело, так и на психику. Известно, что мозг во время смеха вырабатывает эндорфины – "гормоны счастья", которые мощно воздействуют на иммунную систему, и не только на нее. Доказано, что улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов пищеварения, вырабатываются антистрессовые гормоны. Психологическое оздоровление связано с освобождением глубоко репрессированных эмоций. Смех – один из процессов, который помогает подойти к таким болезненным чувствам, как гнев, страх, стыд. Их проявлению и проживанию мешает чувство контроля, которое прививается ребенку с ранних лет. Действуя из самых лучших побуждений, наши воспитатели часто не разрешают нам проявлять наши истинные чувства, считая их неприемлемыми для общества: «Убери с лица эту дурацкую улыбку», «Перестань хныкать», «Нельзя», «Не смей», «Не вздумай»… А потом, когда взрослеем, уже сами наставляем себя: «Надо», «Должен», «Нужно», «Следует». И мы все больше и больше отчуждаемся от тела и своих естественных чувств, становясь все менее живыми. Мы все больше и больше загоняем себя в рамки приличия и принятых в обществе стереотипов, не замечая своих подлинных желаний и чувств.
Известно, что наши комплексы, проблемы, страхи – оседают в теле в виде напряжений, блоков, зажимов, превращая его в жесткий панцирь, отделяя наше сознание от чувств и телесных переживаний, что и делает нас менее живыми и радостными. До тех пор, пока мы несем в себе эти зажимы, к нам не могут придти другие чувства, мы становимся как бы "замороженными". И, в конце концов, многие из нас приходят к такому состоянию, когда удается лишь изображать чувства, а не действительно проживать их.
Природный, естественный смех снимает напряжения в теле, – оно размягчается, постепенно освобождаясь от зажимов и напряжений. По словам Дарвина, смех – "это судорожная разрядка мышечной энергии". Когда убираются мышечные зажимы, появляется контакт с телом - и освобождаются эмоции. И именно смех – самый мощный катарсический процесс, который открывает путь к проявлению болезненных эмоций. Когда мы отпускаем контроль над нашими чувствами, то есть а) начинаем доверять им как важным сигналам нашего отношения к происходящему, б) позволяем им проявиться и в)начинаем их проживать, то взамен получаем контроль над нашей жизнью, становясь более гибкими, спонтанными и креативными.
Смехотерапия используется при лечении даже таких сильных травм, как детский сексуальный абьюз. Психолог Аннет Гудхард, предлагает формулу: боль + игра = смех. Если человек, испытавший сексуальный абьюз, в условиях психотерапии сможет играть с болью, то результатом этого будет – смех.
Но здесь следует внести одно существенное уточнение: не следует путать смех, которым мы реагируем на юмор как одну из форм искусства, с тем природным, естественным смехом, о котором идет речь в этой статье.
Люди сначала смеялись, писал Поль, и лишь потом появились комики. Как справедливо замечает Р.Провайн, для наших дней характерна ошибка, когда переоценивается роль юмора в качестве едва ли не главного способа, помогающего вызвать смех, и недооценивается роль смеха как самостоятельного спонтанного явления. Между тем, смех представляет собой древний, врожденный феномен, тогда как юмор – значительно более позднее явление, взращенное культурой. И, конечно, по силе и глубине своего воздействия юмор значительно уступает смеху, как физиологическому процессу, обладающему способностью лечить тело и эмоции.
В ходе наших занятий по смехотерапии мы смеемся отнюдь не только и не столько над анекдотами и юмористическими историями. Наша задача – вернуть свою способность к естественному рефлекторному смеху, который заложен в нас природой и утрачен в процессе нашего взросления. Именно такой смех производит наиболее глубокий психотерапевтический эффект.
Снятие напряжения способствует расширению нашего восприятия, возникающее при этом расслабление делает нас более восприимчивыми. Смех – наиболее простой способ, с помощью которого мы переходим в "открытое состояние", когда само собой находятся ответы на самые трудные вопросы. Он помогает нам стать более гибкими в тех случаях, когда мы слишком "зациклились" на каком-то эмоциональном состоянии. Мы становимся способными к восприятию нового, которое остается от нас закрытым, когда наши мысли кружат по своим обычным орбитам. По словам психиатра Моуди, посредством смеха внутренние человеческие чувства изливаются во внешний мир. Поскольку человек не может одновременно находиться в состоянии депрессии, злости и в веселье, то, смеясь, он получает, хотя бы на время, опыт истинного, давно забытого детского состояния открытости и радости. Ведь, привыкнув подавлять себя, мы можем даже не замечать своего каждодневного депрессивного состояния.
Как всякое выражение правды о себе, смех радикален, можно сказать, революционен и буквально взрывает конформизм. Наконец, когда мы открываемся глубинному природному смеху, мы контактируем с глубинами своей сущности – носителя внутренней правдивости, доверия к миру, неистощимой радости. В этот момент мы отдыхаем от своих ложных ограничений, пребываем вместе со своим сердцем, присутствуем "здесь и сейчас". Растворяются границы, разделяющие нас друг от друга. Недаром и Л.Толстой признавал: "Ничто так не сближает людей, как искренний смех".
В настоящее время получили развитие два разных направления в смехотерапии. Одно из них связано со смехом, спровоцированным извне посредством культурно выработанных средств (анекдоты, комедии, клоуны); другое – с природным, рефлекторным смехом, который возникает независимо от каких-либо внешних, побуждающих к смеху, мероприятий. Развивая второе направление, мы добиваемся вызывания именно этого естественного, рефлекторного смеха, поскольку, как уже отмечалось, данная его форма помогает не только добраться до самых глубин подавленных эмоций, но и произвести разрядку наших деструктивных и негативных внутренних программ. На самом деле такого рода возможности смеха известны исстари: даосы, суфии давно и успешно применяют смех для подобных целей.
Для того, чтобы подготовить участников группы к спонтанному, рефлекторному, "катарсическому смеху", на наших занятиях сначала дается комплекс телесных и дыхательных упражнений, а также упражнения на расслабление. Одновременно участникам предлагаются разнообразные игровые упражнения, стимулирующие естественный смех.
Для того, чтобы научить человека "правильно дышать" при смехе, тренируется диафрагма.. Подготовительные телесные упражнения помогают убирать напряжения и зажимы в области лица, груди, живота и др. Телесные упражнения в сочетании с дыхательными прекрасно стимулируют диафрагму и мышцы живота. Затем Комплекс этих упражнений направлен на достижение нейтрального состояния коры головного мозга, что крайне необходимо, поскольку некоторые участники нашей группы могут находиться в негативном состоянии, в котором смеяться невозможно. После упражнений начинаем смеяться. Сначала искусственно. Но этот искусственный смех быстро переходит в смех рефлекторный: настоящий, безудержный, искренний. Это и является одной из главных задач наших занятий.
Использование смеха при работе с "воображаемыми эмоциями" помогает испытать их на самом деле. Участников просят изобразить смех в сочетании с разными эмоциональными модальностями: смех нежный, грубый, добрый, презрительный, горький и т.д. Часто упражнения выполняется в парах. Партнер копирует смех и жесты исполнителя, выполняя роль "зеркала". Наличие "зеркала" помогает исполнителю легче принимать и ассимилировать такие свои запретные эмоции, как грубость, злость, презрение и др., то есть те эмоции, которые в виду их нежелательности обычно всячески подавляются. Поскольку вытеснение запрещенных эмоций делает нас более фрагментарными и уязвимыми, то их обнаружение и принятие в самих себе помогает стать более целостными, устойчивыми, выразительными. Эффект от этого упражнения усиливается, когда используется различный театральный реквизит – характерные искусственные носы, очки, парики и пр., необходимые, чтобы создать соответствующий образ.
Таким образом, наши занятия направлены на обучение участников естественному спонтанному смеху, по поводу которого многие наши современники говорят, что они забыли, "как это бывает". Смех не только снимает телесное и психическое напряжение, а также оказывает общее оздоравливающее воздействие на тело и психику, но и выступает в качестве мощного "катарсического" инструмента при работе со сложными проблемами и болезненными эмоциями.
Занятия в группе смехотерапии закончилась – все вернулись в те жизненные ситуации, которые когда-то привели вас за психологической помощью. А система всегда сильнее отдельного элемента. Но после смехотерапии – человек как элемент системы – уже другой элемент. Он создает свою систему, или ищет другую. У вас другое состояние, появились новые способы реагирования на болезненные ситуации. Как сказала одна участница : «Я стала смеяться над тем, что меня раньше обижало». В этой фразе есть такой важный момент: переход из пассивной позиции – в активную. «Меня обижало» – человек пассивен, его реакции от него не зависят, а Я смеюсь – это я так делаю. Я управляю своей жизнью! В результате создается новая самоподдерживающаяся система: благополучное эмоциональное состояние – смех как новая реакция на воздействие ранее бывшее негативным – вновь благополучное эмоциональное состояние.
Для поддержания этой новой системы участники группы получают в подарок фотографию себя смеющегося. Этот фотопортрет, запечатлевший ресурсное состояния играет роль якоря, если говорить языком НЛП, т.е. он поддерживает новое состояние. Как говорит одна из участниц: «В который раз ругаюсь на сына из-за позднего прихода домой, глянула но фотографию – и сразу нашлись какие-то новые слова, после чего сын стал всегда предупреждать, если задерживается.»
|