Возможности системного подхода в восстановлении власти в семье
В большинстве сообществ родители несут ответственность за детей, а, следовательно, обладают полнотой власти в нуклеарной семье, основанной на том, что именно они создают условия для существования семьи. Хотя иногда у нас, как и в азиатских странах, еще более высокое положение на иерархической лестнице занимают старейшие члены семьи, обладающие приоритетным правом принимать важные решения.
Обычно родитель имеет власть над ребенком, т.е. находиться на вершине пирамиды власти. Появление у ребенка симптома (например, боли в животе, побег из дому, употребление наркотиков и т.п.) позволяет изменить расстановку сил. Например, мать обратилась с жалобой на бессилие повлиять на 15-летнего сына. В телефонном разговоре она сообщила, что его поведение не контролируемое, он прогуливает уроки, вызывающие себя ведет. На сессии мать рассказа о последнем случае, который привел их к психотерапевту. Сын во время того, как она его «воспитывала» выскочил на балкон, закрыл его с той стороны, разделся донага и выбросил одежду с балкона. Мать была так шокирована этим поступком, что замолчала и даже попросила у него прощения. И когда мать и сын стали подробнее рассказывать о своих отношениях, оказалось, что жизнь подростка полностью находится под контролем матери. Она перед работой завозит его в школу, ему купили мобильный, чтобы каждый час он звонил и сообщал где он сейчас, мать после работы проверяет уроки. Но раз в неделю сын может пойти на ночь в игральный зал на заработанные им у матери на фирме деньги. И «неуправляемое» поведение сына - позволило сыну перехватить власть, контроль над ситуацией, когда его так контролируют. Дж. Хейли полагает, что любые взаимоотношения есть не что иное как борьба за власть. По его мнению – борьба за власть между двумя людьми – это не столько вопрос о том, кто кого контролирует, а скорее кто определяет характер отношений и каким образом.
Когда один человек что-то сообщает другому, он тем самым делает попытку задать характер отношений. Любое сообщение включает в себя элементы «команды» и «донесения» Когда мать говорит сыну: «В твоей комнате беспорядок», она не только констатирует состояние вещей в комнате сына, но и дает ему команду убрать в комнате. Когда сын признает власть матери и наводит порядок в комнате – он подчиняется матери, а если отказывается или начинает заставлять наводить порядок младшего брата – он вступает в силовую борьбу с матерью.
В нормально функционирующих семьях члены придерживаются общепринятых норм разделения власти, в то время как в дисфункциональных семьях эти нормы часто нарушаются; например, диада родитель – ребенок противостоит другому родителю. При наличии подобных коалиций вероятность симптоматического поведения значительно возрастает.
Одной из задач семейной психотерапии является помощь семье в восстановлении пирамиды власти. Родители устанавливают разумные правила поведения, ограниченное число и конкретность которых повышает вероятность их соблюдения. За невыполнение этих правил должны быть предусмотрены определенные санкции. Соблюдая правила, ребенок позволяет родителям занимать более высокое положение в семейной иерархии. И наоборот, отказ соблюдать правила дает ребенку возможность захватить власть в семье.
Клу Маданес описывает те трудности, с которыми сталкиваются родители, пытаясь сохранить свой авторитет в семье «Обычно родители с помощью тех или иных маневров пытаются избежать признания того, что их авторитет дает им власть над детьми. На то есть ряд причин: во - первых, родителям может казаться, что они теряют или уже потеряли свой авторитет в семье, во- вторых, молодые полны сил и стараются подорвать авторитет старшего поколения, в третьих, родители опасаются причинить молодежи вред или сделать что-то не то, в четвертых, родители бояться испортить отношения с детьми.»
Родителям важно признать свою власть в семье и пользоваться ей. Власть в здоровой семье используется не для доминирования родителей над детьми, а на том, что сила первых обеспечивает безопасность для вторых.
Целью системного психотерапевта является – как можно более экономнейшими способами дать такой толчок системе с проблемою, чтобы сама система справилась со своей проблемой. Поэтому беседа рассматривается не столько как повод «проработать проблему» сколько как «провокатор» (побуждающий к действию) до её разрешения. Контролировать такой процесс невозможно: возникает что-то новое - но чем будет это новое - контролю терапевта не подлежит. Одним их эффективных способов воздействия на семейную систему с проблемой власти являются парадоксальные директивы. Например, на четвертой сессии терапии семьи из трех человек, обратившейся в связи с отсутствием школьной мотивации у 10 – летнего сына , как и на предыдущих трех продолжались жалобы родителей на «несерьёзное» отношение сына к домашним заданиям, переживанием матери о будущем сына, о невозможности довести выполнение домашнего задания до конца, о «безответственности» сына, которая бесила отца. Третью неделю мы говорили о таблице умножения, которую никак не выучит 10-летний нормально интеллектуально развитый (по данным школьного психолога) ученик четвертого класса. И тогда «безответственность», «несерьезность» сына была обозначена как «жизнерадостность», которой сейчас так не хватает семье, уставшей от проблем и ссор. А также было порекомендовано семье в течение недели «весело» ужинать, что может проявляться в том, все могут ходить с тарелками из кухни в общую комнату, по дороге переключая каналы телевизора, поигрывая на компьютере и рассказывая веселые истории и анекдоты. На следующей сессии семья рассказала о том, что у них не получилось ужинать таким способом, но таблица умножения была выучена.
Пегги Пепп описывает три этапа применения парадоксальной директивы:
- Доходчиво объясняете, какие выгоды приносит симптом. Следует непосредственно указать, какие именно поведенческие последовательности одновременно приносят выгоду, вызывают появление симптома.
- «Пропишите» симптом: поощряйте членов семьи вести себя так же, как и прежде, ведь изменения поведения лишает семью вторичной выгоды. Следуя указаниям психотерапевта и продолжая симптоматическое поведение, семья позволяет ему перехватить инициативу. Кроме того, согласие означает, что симптоматическое поведение можно контролировать (продолжать по собственному желанию), а значит, изменить. Если же семья отказывается подчиниться , то симптоматическое поведение прекращается. Таким образом, и согласие и несогласие семьи идет к терапевтическим изменениям.
- Сдерживайте динамику терапевтических изменений при появлении первых признаков улучшений. Сдерживание «роста» является непрерывным условиям эффективности использования парадоксальной директивы. По существу психотерапевт говорит: « Я не уверен, что это изменение в нужном направлении. Конечно, выраженность симптомов уменьшилось, но готовы ли вы отказаться от вторичной выгоды? Лично я в этом сомневаюсь». Особое внимание психотерапевту следует обратить на то, чтобы его позиция была неизменной, и не брать на себя ответственность за происшедшие изменения. Эта «психология наоборот» требует искренности и не терпит сарказма. Иными словами, психотерапевту следует с сочувствием относиться к потребности семьи в сохранении симптома для обеспечения своей стабильности.
Теоретическим обоснованием таких парадоксальных директив является базисная идея о стремлении семьи сохранить системный гомеостаз и одновременно стремлении к изменениям. Новые формы организации создаются на основе отклонения от начального стабильного состояния равновесия при потреблении определенной энергии. При определенных состояниях отдаленности от точки равновесия система может силою случая перейти критическую точку, через которую она уже не в состоянии вернуться назад, к первоначальному состоянию, но может развиваться в новом, непредвиденном направлении. Бельгийский физик, нобелевский лауреат Пригожин установил, что при определенных условиях динамические системы с высоким уровнем взаимосвязей между элементами могут создавать спонтанный порядок, причем без какого-либо влияния внешней упорядывающей инстанцией.
Эту идею иллюстрирует так называемый эффект мотылька: в системах с высокой степенью нестабильности вероятность развития процесса колеблется около цифры 50 % . Тогда существенными могут стать мельчайшие подробности, например, колебания крыльев мотылька: «маленькие причины могут приводить к самым большим последствиям». Если поток воздуха, обусловленный мотыльком, изменяет состояние системы с вероятностью до 50,0000000000001% и соответственно изменяется вероятность другого состояния до 49,999999999999%, то вполне допустимо, что именно этот удар крыльев мотылька стал причиной сильной бури.
И в конце я хочу сослаться на эмпирические исследования, которые показывают, что длительное признание семьей циркулярных вопросов следует рассматривать как показатель терапевтических изменений.
Страницы
|