Циркулярные вопросы в работе с образами при оценке паттернов семейных отношений ( интеграция системной семейной психотерапии и символдрамы при работе с супружескими парами)
Однажды ночью четырем раввинам явился ангел. Он разбудил их и перенес к седьмому своду Седьмого Неба. Там они узрели священное колесо Иезекииля. Узрев такое великолепие, один из раввинов на обратном пути из Рая, на Землю обезумел и до конца жизни блуждал, бессмысленно лепеча. Второй раввин цинично заявил: "Колесо Иезекииля мне просто приснилось, вот и все. На самом деле ничего не случилось". Третий раввин впал в полную одержимость и болтал как заведенный о том, что увидел. Он говорил без умолку, как это все устроено, и что это все значит, – так он сбился с пути истинного и предал свою веру. Четвертый раввин был поэтом. Он взял в руки лист бумаги и свирель, сел у окна и стал писать песню за песней, в которых восхвалял вечернюю голубку, ее дочь в колыбели и все звезды в небе. И зажил лучше, чем прежде. Из многих уровней понимания этой притчи для меня важнее всего то, что именное образное, символическое отражение сложных неосознаваемых семейных отношений позволяет представить их для осознания и изменения.
Мой доклад является осмыслением и обобщением не только моего личного опыта оказания психологической помощи семьям и супружеским парам, а также коллег, использующих метод символдрамы и продолживших свое психотерапевтическое образование в Харьковском обучающем проекте УСП по системной семейной психотерапии. Этот опыт мы приобрели, реализуя проект межрегиональной общественной организации «Центр «Ресурс-Профессионал», которую мы создали на базе этого проекта УСП и поддержанный комитетом по делам молодежи и семьи Харьковского горисполкома «Оказание психологической помощи молодым семьям, переживающих кризис отношений».
Одна из важнейших человеческих потребностей – это потребность в понимании, объяснении того, что происходит. Прежде всего, это проявляется в принципе каузальности – в понимании причино-следственных отношений. Как часто клиенту и терапевту важно найти причину того явления, что привело клиента в терапию. Нахождение такой причины дает внутреннее ощущение овладения, контроля, силы, управления этой причиной. Линейная каузальность упрощает всю сложность, многоуровневость, противоречивость жизни до какой-то одной причины: травмы, конфликта, нарушения развития, комплекса и т.д. (здесь можно употребить еще много разных «умных» слов). Важно понимать, что вообще-то каузальность есть только в нашей голове, а не в объективной реальности. Как я уже говорила с пониманием причин нам лучше, легче, спокойнее живется. Понятие каузальности имеет смысл рассматривать в контексте прагматичных подходов для решения каких-то конкретных задач, а не категорий «правильно - не правильно», «верно - не верно». Системный подход ставит под сомнение базовое допущение, что все имеет одну или несколько причин и соответственно сакраментальный вопрос «почему?».
Камнем преткновения в описании социальных систем есть рекурсивность социальных процессов, т.е. поведение каждого участника этого процесса определяется другими участниками и наоборот, поэтому линейная каузальность будет недопустимым упрощением. Это хорошо поясняется термином «циркулярная каузальность», предложенным еще Робертом Винером для уточнения кибернетических процессов взаимозависимостей частей целой системы.
В свете системной теории познания вопрос о причине какого-либо нарушения есть бессмысленным. Лишнее дело говорить о поисках ответа на все вопросы, поскольку проблема не в ответе, а в самом вопросе. Поэтому системная терапия не занимается ни «лечением причин» ни симптомов. Она лишь дает живым системам дополнительные импульсы для создания новых вариантов взаимодействия, для создания новой формы организации, которая дает возможность для развития и роста всех элементов системы.
Одним из таких методов являются циркулярные вопросы. Они не только дают возможность получить информацию, а так же создавать её. В каждом вопросе скрыт внутренний смысл, способный изменить привычные семейные стереотипы.
Основная идея циркулярных вопросов заключается в том, что какие – либо внешние моменты поведения в социальных системах можно ( а в ССТ- нужно) понимать как проявление коммуникативного предложения (выбора). При анализе мотива диады, группы важно не только интересоваться деталями переживаний (особенно у людей, непривычных анализировать и говорить о своих чувствах), а коммуникативными моментами отношений.
Конкретный пример из третьей сессии семьи из трех человек, обратившихся по поводу низкой школьной успеваемости и отсутствия мотивации к учебе у 9-летнего сына. Во время сессии отец подтвердил гипотезу терапевта, что он сейчас раздражен. Можно спросить, что с ним сейчас происходит, с чем он сам связывает свое раздражение, как он с ним обращается, на что похоже это раздражение и т. д. В тоже время любое чувство модно трактовать как сигнал от кого-то к кому-то. Поэтому здесь уместны вопросы к отцу- а как «Вы думаете, что значит ваше раздражение для жены? - а для сына? И соответственно к жене – что значит для нее раздражение мужа. И маленьким открытием для родителей был ответ сына - что мама будет молчать, а потом ругаться с папой. И этот ответ был на еще один циркулярный вопрос – «Как ты думаешь, что происходит с твоей мамой, когда она видит, как раздражается папа?» А для терапевта это значило, что в системе семьи начались изменения.
Техника циркулярных вопросов порождает в системе новую информацию, которая может привести к изменениям. Благодаря циркулярным вопросам мы не только получаем необходимую информацию, а и делаем её более видимой и четкой. Кроме того, сами вопросы нельзя отделить от терапевтических интервенций. При этом модели отношений становятся очевидными без глубокого погружения в содержание семейных перипетий. Каждый циркулярный вопрос является одновременно и предложением: посмотреть на собственную социальную систему с внешней перспективы. Такие вопросы подталкивают систему, в которой находиться клиент к тому, чтобы он описывал свою «действительность», опираясь на непривычные для себя точки зрения. Так же надо иметь в виду, что члены семей в своих ответах дают один одному непрямую обратную связь и тем самым связывают взаимные предположения, касающиеся своих отношений. Т.е. циркулярные вопросы могут помочь прояснить различные взаимные недопонимания.
Те, кто хочет получить более подробную информацию о циркулярных вопроса, их классификации, рекомендаций по применению на разных этапах терапии, я отсылаю к недавно переведенной книге Ариста фон Шлиппе и Йохена Шванцера «Системная психотерапия и консультирование» и рекомендованной МОЗ Украины как учебник для психиатров, психологов и психотерапевтов.
В кататимно-имагенативной психотерапии разработан специальный мотив для работы с диадой – детско-родительской и супружеской – «Представить себя животными». Я, наверно, немного расскажу о символдраме или кататимно-имагенативной психотерапии как методе психотерапии. В этом образе дается возможность в символической форме отразить паре свои отношения и даже их трансформировать. Точно так же как в семейной скульптуре в развитии символ драматической имагинации, благодаря образному языку, отношения становятся легко и быстро понятными всем членам семьи, не зависимо от возраста, социального или образовательного уровня.
Для меня был значим один из первых опытов применения мотива «Представьте себя животными» отцом и дочерью- второкласснице на семейной консультации в школе. Папа и дочь обратились за консультацией по рекомендации классного руководителя, в связи с высокой школьной тревожностью девочки. И в мотиве «Представьте себя животными» дочь представила отца большим ярким петухом с огромным разноцветным хвостом, который ходил с видом хозяина по двору и посматривал, куда бы клюнуть кошечку, которой себя представила себя девочка. Как только отец и дочь вышли из образа, отец со словами «Я все понял» быстро удалился. Что он понял, мы не смогли проговорить, но жалобы учительницы на высокую школьную тревожность девочки прекратились.
Молодая студенческая пара, живущая в гражданском браке, обратились к психологу в связи с участившимися в последнее время ссорами, что разрушало их отношения, основанные, как считали молодые люди, на любви. Они даже хотели пожить некоторое время порознь, что бы проверить свои чувства. В образе молодая женщина представила себя пугливой, настороженной ланью, а молодой человек – львом, на огромных лапах которого в конце образа заснула лань. На следующую встречу молодые люди пришли с недоумением и даже с раздражением. Они как старательные студенты выполнили домашнее задание – описали и нарисовали свой образ и даже успели поругаться во время выполнения этого домашнего задания, не понимали, что это дает для реализации их запроса. Здесь очень помогли вопросы:
- что думает лев о том, как чувствует себя лань, огражденная от всего мира мощными лапами льва?
- что бы могла сказать лань льву, засыпая на его лапах ?
- как обычно ведет себя лев, рядом с пугливой ланью? А как это поведение влияет на пугливость лани?
И в конце я хочу сослаться на эмпирические исследования, которые показывают, что длительное признание семьей циркулярных вопросов следует рассматривать как показатель терапевтических изменений.
Страницы
|