Симптом генеалогического беспорядка
Автор: Басс Ирина
(По материалам доклада к конференции "Современная семья. Медицина. Психология. Образование." )
Без притензий на науку, но не ради любопытства.../Коментарий автора/
Генеалогическая работа важная, если не центральная , для понимания значимости семейной истории в личностной судьбе. В составлении родословной – богатый исследовательский потенциал, подсказка использовать который была найдена в книге Винцента де Гольжака "История в наследство". Если индивидуум является производным истории, субъектом которой он стремится стать, то встают вопросы: о какой истории идет речь? Что значит быть продуктом определенной истории? В чем смысл "генеалогического императива", а значит и смысл работы с генограммой?
Есть ли связь и какая ,между графической репрезентацией семьи и ее реальной историей?
Сначала был просто интерес: какой язык условных обозначений выберет клиент, чтобы представить свой субъективный образ? И какие субъективные семейные конструкты это поможет обнаружить?
Постепенно, предложение нарисовать "схему" своей семьи,"генограмму без правил", стало постоянной рабочей практикой. Прежде, чем начать работу по упорядочению и прояснению представлений о собственной родословной, неплохо было бы выяснить где беспорядок и неясности... Правила для обозначения, предлагаемые пациенту, сведены до минимума: для женщин - кружочки, для мужчин - квадратики. Остальные - создаются индивидуально, можно сказать, проективно. Персональный язык условных обозначений оказался достаточно информативным.
У одних пациентов в их графической репрезентации родословной присутствовал "порядок вещей", просматривались достаточно структурированные связи, рисование было упорядоченным, без двусмысленностей ( даже если они не были знакомы с правилами рисования генограммы).
В репрезентациях других генеалогий - беспорядок, трудно определить место каждого: родителей, детей, братьев, сестер и т.д. Из-за хаотичности рисования нельзя было понять "кто есть кто".
Малой дифференцированностью часто отличались рисунки детей - это схемы в одну линию, в случайном порядке, который оказывался личностно значимым для ребенка. Значок "Я" на первом месте, рядом эмоционально вовлеченный взрослый, в ситуации развода - отсутствует значок для отца и т.п. Практически - подростковый вариант методики "Рисунок семьи".
В некоторых случаях, взрослые также придерживались сходного принципа рисования ( возможно из-за слабой мотивации в работе, возможно из-за личностной незрелости).
Для следующей группы пациентов характерным было введение "своих знаков" для описания связей внутри семьи. Причем они могли быть неоднозначными по смыслу: для одной группы родственников обозначать одно, для другой - другое. Из пояснений к новым правилам обнаруживалось, что эта путаница, неясность и нечеткость не всегда была связана с неупорядоченными представлениями или незнанием пациента. Смещение, неоднозначности, хаос оказывались связанными с насыщенной конфликтами и хаотичной семейной историей.
Например, в одном из случаев, пациентка нарисовала достаточно упорядоченную схему генеалогического дерева, при этом для обозначения каждой супружеской пары "кружочки располагались над квадратиками", что делало рисунок похожим на фигурку человека.С ее слов, так она выразила свое представление о том, что жена - это глава семьи, а муж - тело, шея.
И только один союз оказался с раздельным рисованием "головы" и "тела". Оказалось, что так был обозначен развод...(!) "вот что: прадед по этой линии покончил жизнь самоубийством... Причем необычным способом - оторвал себе голову..."
В другом случае: правила рисования генограммы дополнены жирными линиями, обозначающими важные связи между детьми и родителями, при этом между супругами связи никак не обозначались. С одной стороны пояснение в эмоциональной значимости детско-родительских отношений, с другой - оказалось, что в этой семейной истории все браки либо гражданские, либо разведенные. Брак самого пациента находился в состоянии эмоционального развода.
Такого рода "находки" вполне могут вписаться в то, что Винцент де Гольжак называет "смущением личности" - симптомом генеалогического беспорядка.
Дальнейшая работа на основе генеалогического дерева представляет собой структурирующий инструмент, позволяющий клиенту заново отыскать себя в истории, отделить аффекты от реалий, навязанное от реалистического...
Эта работа всего лишь приглашение продолжать исследование в этом направлении, тем более в истории каждой семьи найдутся ресурсы для личной истории каждого ее индивида.
|